"Русал": в 2011 году мы увеличим продажи на рынках СНГ на треть
Объединенная компания «Русал», один из крупнейших в мире производителей алюминия, в последнее время упоминается в СМИ в основном в связи с конфликтом вокруг «Норильского никеля», где ОК принадлежит блокпакет. О планах развития самой компании на рынках РФ и СНГ, а также о новой форме взаимодействия с клиентами, планах по росту объемов продаж в интервью РИА Новости рассказал директор «Русала» по сбыту на рынках России и стран СНГ Сергей Бельский.
- Какова сейчас доля продаж "Русала" на рынке РФ и СНГ? Есть ли планы по увеличению этой доли?
- «Русал» занимает доминирующее положение на рынке РФ и СНГ, по нашим оценкам, она составляет около 95%. Наверно, неправильно говорить, что мы хотели бы иметь не 95, а 100%, потому что наличие конкурентов тебя мобилизует. Но, безусловно, мы стремимся к совершенствованию отношений с потребителями в России странах СНГ. Прежде всего, мы крайне заинтересованы в повышении эффективности поставок, в том числе и за счет времени доставки, и в настоящее время занимаемся переносом части производств продукции с добавленной стоимостью, ориентированных на наших потребителей в центральной России, на уральские заводы и, предприятия, расположенные в центральной части России. Это позволит улучшить сервис для наших клиентов, а также сократить транспортное плечо и отвлечение оборотных средств у наших потребителей.
Кроме того, нами проведена большая работа с российскими банками, и я могу с большим удовлетворением сказать, что этот долгий путь увенчался успехом – мы начинаем осуществлять поставки под факторинг, то есть российские банки будут осуществлять кредитование наших поставок российским потребителям. Это очень важно, так как факторинг улучшит не только нашу конкурентоспособность, но и конкурентоспособность наших потребителей на рынке.
- Как распределяется объем продаж между Россией и странами СНГ?
- На рынке СНГ порядка 90% - это российские потребители, и 10% - СНГ, из них крупнейшие - Украина, Белоруссия и Казахстан.
- Вы работаете с потребителями напрямую или через посредников?
- Наша стратегия – долгосрочные контракты с конечным потребителем. Доля продаж через посредников в России и СНГ сегодня составляет порядка 2%. Мы знаем практически всех потребителей на рынке, и у каждого, даже самого мелкого клиента, всегда есть выбор – работать с нами, либо брать совсем маленькие объемы у трейдеров. При этом мы уверены, что наш металл не реэкспортируется потом зарубеж.
- Какие объемы алюминия компания продает в России и СНГ?
- В этом году мы планируем продать в России и СНГ порядка 750 тысяч тонн, а в следующем году намерены увеличить эту цифру до 1 миллиона тонн. Учитывая ежегодный объем производства «Русала» 4 миллиона тонн алюминия и сплавов, продажи в РФ и СНГ должны составить порядка 25%. При этом необходимо отметить, что российский рынок для нас крайне важен - мы позиционируем себя как российскую компанию и понимаем свою ответственность по обеспечению, прежде всего, отечественных потребителей алюминием. Кроме того, этот рынок наиболее выгоден – более 70% продаж в России и странах СНГ – это продукция с добавленной стоимостью - это алюминий высокой чистоты, это алюминиевые сплавы, слитки, катанка.
- На чем основаны ваши плану по увеличению продаж?
- Наша цель по увеличению продаж с 750 тысяч тонн до 1 миллиона тонн основана на нашем видении рынка, а также на статистике по росту потребления в России и СНГ. Основные локомотивы роста – это кабельная, и экструзионная промышленность, прокат и автопром. Если говорить о кабельной промышленности, то загрузка мощностей кабельных заводов возросла до 80% в сравнении с 50% в начале 2010 года, кроме того, появились новые заводы, и мы ожидаем дальнейший рост в этой отрасли порядка 7% в год. В экструзионной отрасли мы наблюдаем восстановление докризисных объемов потребления и прогнозируем рост не менее 15% в год. В автомобильной промышленности очень большие успехи показывают производители колесных дисков, которые планируют к 2014 году увеличить производство литых дисков на 40-50%. Заводы АвтоВАЗ, КАМАЗ, группы ГАЗ, Заволжский моторный завод также значительно нарастили объемы потребления алюминия. Поставки для прокатной промышленности выросли практически два раза в сравнении с 2009 годом. Эти факторы позволяют нам предполагать, что восстановление спроса, которое наблюдается в 2010 году, продолжится и в 2011 и далее.
Здесь необходимо отметить и новые сферы потребления алюминия, прежде всего, в железнодорожном транспорте. В настоящее время алюминий массово используется в железнодорожном транспорте в Америке и Европе. К сожалению, на российских железных дорогах доля потребления этого металла оставляет желать лучшего, но прошедшее в августе в Красноярске совещание по перспективам развития транспортного машиностроения дает повод для оптимизма. Администрация Красноярска рассматривает возможность организации производства современного рельсового транспорта. В марте 2010 года Первая грузовая компания и Каменск-Уральский металлургический завод подписали соглашение о создании опытного образца вагона с кузовом из алюминиевых сплавов, а в июле Российские железные дороги, Каменск-Уральский металлургический завод и «Сименс» договорились о локализации проекта производства пассажирских вагонов Дезиро. Если этот проект будет реализован, «Русал» увеличит свои поставки сплавов на российские перерабатывающие заводы на десятки тысяч тонн.
- Какие новые продукты компания планирует вывести на рынок в ближайшее время?
- Мы постоянно занимаемся развитием новых перспективных сплавов, в частности, недавно нами был разработан алюминий-циркониевый сплав. Это абсолютно новый материал, который позволяет многократно увеличить надежность энергосетей в период пиковых нагрузок. Этот проект мы осуществляем совместно с «Москабелем», а также Федеральной сетевой компанией. Проект уже прошел стадию технических испытаний, и сейчас мы ждем получения технических условий со стороны ФСК. Помимо этого мы занимаемся разработкой сплавов с редкоземельными металлами, которые придают уникальные свойства алюминию, но эти проекты пока находятся на начальной стадии.
- Как, в целом, вы оцениваете перспективы российского рынка?
- С каждым годом растет доля импорта алюминиесодержащий продукции, при том, что российские предприятия в большинстве своем абсолютно конкурентоспособны. Я говорю о производстве не каких-то инновационных продуктов, а об алюминиевой фольге, прокате, строительных конструкциях и т.д. Поэтому, мы призываем наших потребителей объединиться и выступить с инициативой о введении защитных мер против роста импорта содержащих алюминий изделий на территорию РФ. Некоторые из компаний уже обратились с такими заявлениями в Минпромторг и Минэкономразвития. Прежде всего, это касается импорта из азиатских стран и южной Европы. Кроме того, «Русал», как член РСПП, выступил с инициативой предложить законопроект о поддержке применения инновационных материалов в отечественной промышленности – это композиционные материалы, спецсталь и специальные сплавы на основе алюминия. Формой поддержки может быть организация льготного кредитования либо льготное налогообложение на период внедрения в производство новых материалов. Мы не сможем совершить инновационный рывок, если не будем законодательно поддерживать отрасли, которые применяют материалы будущего, каковым является, например, алюминий. И здесь государство и бизнес должны действовать сообща.